Кладовая мыслей учителя физики и информатики Герасимова Тихона Викторовича
На главную страницу "КЛАДОВОЙ"
Моя педагогическая философия

Теория реинкарнации (переселение душ) –это про меня. Да –да, перед вами обычный с виду кусочек мела. Создаётся впечатление, что я существую вечно –редкий урок обходится без моего участия. На самом же деле жизнь моя удивительно коротка. Несмотря на это, я успеваю многое почувствовать, увидеть, услышать, и нет ничего хуже, чем пассивно лежать в коробке и ждать, пока за тобой придут и перенесут на великое таинство –урок.
Разные учителя встречаются. Бывают эгоисты –во время урока всё делают сами, как –будто боятся позволить ученику воспользоваться мной. Но ведь не для того я заново рождаюсь, чтобы всю новую жизнь провести в руках одного человека, даже если он добрый, ласковый, с приятной внешностью и правильной речью. И дети пришли на урок с желанием реализовать свои возможности, а не для того, что бы провести всё занятие, молча сидя за партой. Бывают и праздники в моей жизни: учитель организует работу учащихся так, что у каждого появляется возможность высказать свою идею товарищам и, более того, оформить её на доске (что мне особенно приятно). Таким образом, вместе с учителем мы выполняем одну из его главных задач –воспитать активную, творческую личность, способную вести самостоятельный поиск, делать собственные открытия, решать возникающие проблемы, принимать решения и нести за них ответственность.
Разные учителя встречаются. Плох тот педагог, который в школе является рабом своего настроения. Иногда я начинаю крошиться и ломаться под давлением руки учителя, и мне жаль его и страшно за детей. Пусть, если иначе никак, учитель переломает весь мел в школе, главное –чтобы ни одна крошка его злости, плохого настроения не упала на РЕБЁНКА. Настоящий мастер своего дела должен уметь играть свою роль. Подобно артисту на сцене учителю при входе в класс необходимо забывать о своих личных проблемах, переживаниях и помнить только о своём предназначении –создание условий для целенаправленного систематического развития человека как субъекта деятельности, как личности и как индивидуальности.
Разные учителя встречаются. Уверен в том, что есть ещё уроки физики, на которых я буду испытывать обиду за своих родственников (по меловой линии), честно трудящихся на занятиях по математике, химии, биологии, географии. Почему бы не вспомнить о них во имя формирования у ребенка целостной картины окружающего мира?! Необходимо предоставлять учащимся возможность воспринимать процесс обучения комплексным, единым, а не разрозненным на отдельные дисциплины и оторванным от жизни.
Почти в каждой школе имеется таинственный кабинет, в который нам (представителям меловой династии) вход запрещён. Теперь даже среди нас трудно найти того, кто хотя бы краем не слышал о могучих электронных машинах (люди называют их компьютерами), находящихся за запретной дверью. Компьютер используется на занятиях для изучения нового материала, моделирования эксперимента (если его постановка в реальном времени невозможна), проверки качества усвоения знаний. Большим плюсом виртуального эксперимента является возможность повторения и то, что учащиеся могут самостоятельно управлять его ходом, изменяя начальные условия и параметры работы системы и наблюдать за последствиями этих изменений. Всё это облегчает понимание учащимися изучаемого явления и развивает интерес к предмету.
Разные дети встречаются. Я много повидал на этом свете и скажу: для большинства случаев подходит фраза о том, что нет безнадёжных детей, есть безнадёжные педагоги. Поступать необходимо так, как советует Ш.А.Амонашвили (в учительской подслушал): «Педагог обязан изучить ребёнка всесторонне, то есть изучить не только его индивидуальную психологию и характер, но и его индивидуальную жизнь, среду, в которой формируется его характер, и одновременно строить правильный воспитательный процесс». Надо думать о детях лучше, чем они есть, уметь прощать их недостатки.
Разные встречаются отношения между учителями и детьми. Часто на досуге я думаю над тем, почему одни ученики, окончив школу, больше никогда в нее не возвращаются, а для других бывает совершенно необходимо побывать в своей школе, повидаться со своими учителями, пообщаться с ними. Одни проносят через всю жизнь чувство благодарности своим учителям, а другие сразу перестают их узнавать. Кто в этом виноват в большей степени? Ученики, стремящиеся подчеркнуть свою индивидуальную позицию и стремление к независимости, или учитель, который не смог познать интересы, проблемы своих учеников и не заинтересовал их как личность? А, может быть, учитель не смог показать актуальность своего предмета и практическую значимость получаемых на его уроках знаний?
Работать приходится не только в школе. Парочку своих жизней я провёл в высшем учебном заведении (ПГПИ) и, честно признаюсь, подслушал несколько студенческих разговоров о школе, учителях. Закономерность (странная): школу ругает 1/3 студентов 1–2 курсов, студенты 3–5 курсов полны только хорошими воспоминаниями о школе и благодарны ей за данные им знания, умения (а тех, кто ругал, я почему –то больше в ВУЗе не встречаю).
Такие вот мысли иногда меня посещают и я готов делиться ими с людьми, вот только говорить не умею.

С Уважением, Мел Школьный.
Писано в 2004 году месяце марте.


Design and technical support by ©GerasimovTV Дизайн и техническое исполнение
Hosted by uCoz