Бочка- форма кровли, оба ската закруглены, а вверху сходяться под острым углом, наподобие киля у лодки
Глава – церковный купол в виде луковки с крестом, завершает всё здание или его часть
Четверик – четырехгранный сруб
Луковица – цекровная глава
Обло, рубка в «обло»- способ соединения брёвен в углах, где остатки выходят за пределы стены
Лапа, рубка в «лапу» - способ соединения брёвен в углах, где концы не выходят за пределы стены
Портал– главный дверной проём
Венец – один горизонтальный ряд брёвен в срубе, связанный в углах врубками
|
Делая первые шаги нашей экскурсии, мы хотим дать краткую информацию о часовнях Псковщины.
Часовня – это небольшой храм без алтаря, с иконами и лампадой. В ней можно служить
панихиду, молебен, часы (отсюда название – часовня).
Самое раннее появление сведений о псковских часовнях встречается у Спегальского Ю.П.:
«На псковских керамических каменных плитах XVI в. и резьбе по дереву того же времени часто
встречаются изображения 8-гранных столпообразных каменных построек, завершающихся шатрами с главками. Это, несомненно, изображение существовавших тогда в Пскове часовен. Такая часовня, но не с луковичной, а с шатровой главкой нарисована на полях псковского церковного устава XII в…»
Часовни прочно вошли в сложившуюся систему сакрализации пространства и широко
распространены в сельской местности. Часовни используются и в православном богослужении,
и в магической обиходной практике, и в похоронно-поминальных обрядах – за долгие века
своего существования часовни самых разных типов и конструкций стали одним из самых
массовых сакральных сооружений. Отсутствие регламента, церковных и гражданских правил
относительно постройки и функционирования часовен привело к тому, что часовни совершенно
естественно стали одним из самых ярких этнографических и исторических иллюстраций
локальных религиозных практик и традиций. В особой среде народного православия часовни
обрели свои специфические черты, оставаясь на грани церковного канонического и
традиционного понимания христианства. Часовни оказались идеальным маркерным объектом
в сельской среде: они использовались для символического структурирования округи и
выделения в ней мест с сакральным смысловым наполнением. Поэтому изучение часовен
позволяет ближе подойти к изучению организации жилого пространства в сельской местности.
Церковные правила определяют часовни самыми общими словами (малая церковь без алтаря),
что оставляло широкие возможности для религиозного творчества. Такая трактовка
определила разнообразие конкретных форм часовен и близких к ним объектов. Часовни
чутко реагировали на непрерывную местную религиозную жизнь, позволяли концентрировать
вокруг себя неканонические, но христианские по форме традиции религиозного обихода
населения Северо-Запада. Часовни – одни из самых массовых сакральных сооружений на
территории Северо-Запада,- ещё не получили описания в исследовательской литературе.
Между тем, прототипы часовен появились ещё в Древней Руси, а истоки их уходят в
языческое прошлое.
* * *
Изучение часовен в этнографическом аспекте тесно связано с изучением того круга
обрядовых действий, церковной жизни, общей мифологии пространства, в которую они вписаны.
Будучи явлением многоплановым и многофункциональным, часовни задействованы в разнообразных сферах жизни деревни. Являясь универсальными и широко распространенными культовыми объектами, часовни, тем не менее, имеют четкую разграниченность функций внутри типов – одна часовня никогда (или очень редко) может концентрировать все религиозные обряды. Как правило функции каждой конкретной часовни очень точны и ограничены (вплоть до проведения службы один раз в году – в местный праздник). В рамках «народного православия» часовни стоят на грани церковного и народного понимания религии, совмещают в себе черты канонические и традиционные, что позволяет изучить еще одну сторону народной культуры и процессов, происходящих в ней. |
Можно выделить несколько типов часовен, чаще всего встречающихся ныне на практике:
- Часовня при роднике, колодце или почитаемом камне, а также любом другом почитаемом объекте «народного православия»; часовня на «святом месте».
- Часовня-храм, стоящая в пределах жилого поселения, задействованная в основном только в обрядах церкви; у неё собирается вся деревня по праздникам.
- Кладбищенская часовня, один из самых распространенных типов, тесно связанный с магией и традицией почитания предков.
- Часовня на средневековом погребальном комплексе – около сопок или на жальниках.
- Заветная или обетная часовня, которая строилась в честь избавления деревни от какой-либо напасти: пожара, мора, неурожая, падежа скота и т.д. Обычно в ней отмечали один-два праздника в году, призванные предотвратить подобное событие в будущем.
Сейчас трудно судить о том, какой тип часовен более древний и когда появился каждый из типов. К древнейшим, по - видимому, следует отнести часовни при святых местах и на кладбищах (первые два типа). Кладбищенская часовня – “божонка” упомянута в летописи под 1109 г.: “преставилась Евпраксея, дочь Всеволода… и положена была в Печерском монастыре… и сделали над ней божонку, где лежит тело её”[5]. Здесь часовня представлена, по-видимому, небольшим срубом или сооружением, похожим на известные сейчас столобочки с иконами. Термин “божонка” определенно указывает на наличие икон или иных сакральных предметов (крестов), помещенных в специальный ковчег. Часовни на святых местах являются маркерами и реликвариями для священного объекта, кладбищенские часовни - преемницами традиции почитания предков и местом их христианского поминовения. В этой связи следует отметить, что предков могли поминать и у святынь «народного православия», как ходят поминать родственников к почитаемому камню в Колмыково.[6] Многозначность часовен на кладбище заключается в их назначении – поминать покойных.
На 1912 г. в Псковской губернии существовало: церквей – около 554, часовен – около 969, монастырей – 13.
Псковские часовни XIX-XX вв имеют следующие черты:
- строительным материалом является сосна, плитняк-известняк, реже кирпич;
- в плане представляет квадратный или прямоугольный «четверик», реже круглая, 8-гранная;
- форма крыши 2-скатная, 4-скатная, реже 8-скатная;
- барабан, купол и крест были необходимыми частями часовни;
- чаще был распространён 8-конечный крест, реже 4-конечный, 6-конечный;
- вход всегда с запада на восток.
Освящались часовни во имя определённых святых, церковных праздников, в честь каких-либо исторических событий.
|
|
Часовня Воскресения Христова (архитектор Кондратьев С.), 2003 г.
Псков, Привокзальная площадь
Крупным политическим событием российской истории стало подписание последним императором Николаем II Манифеста об отречении от престола. Это произошло в ночь на 3 марта 1917 г. на железнодорожной станции Псков. Возведение часовни – память об этом дне.
С юбилеем трагических событий связан и день открытия часовни. 85 лет назад, в ночь на 17 июля 1918 г., в Екатеринбурге Николай II вместе со своей семьёй был расстрелян большевиками.
Открытие часовни состоялось в дни празднования 1100-летия со времени первого упоминания Пскова в летописи.
Классический стиль часовни напоминает нам о великодержавной России.
|
|
Часовня Святой Ольги (архитектор Красильников А.), 2000 г.
Псков, Ольгинская набережная
По легенде, именно с этого места великой княгине Ольге было видение на противоположном берегу р.Великой: пересечение трёх лучей. И тогда повелела княгиня Ольга: «На этом месте будет храм Святой Троицы и град велик, славен и во всём изобилен».
В 16 в. княгиня Ольга причислена к лику святых.
Величава и белоснежна часовня, как сама Святая Ольга.
|
|
Часовня Державной Божией Матери, Мемориальный комплекс псковичам и воинам псковского гарнизона, погибшим во второй половине 20 столетия при выполнении боевых задач.
(автор Савельева Л.И.), 1996 г
Псков, Гарнизонный Дом офицеров
Псковская военно-воздушная дивизия – одна из самых мобильных и обученных в этом роде войск. Не случайно в «горячих точках» она оказывается одной из первых. В память о погибших при выполнении боевых заданий солдатах и офицерах был открыт Мемориальный комплекс.
Часовня как древний воин-стражник охраняет мирный покой псковичей. Над чёрным мраморным крестом – икона Божьей Матери Державной. Она хранит память воинских традиций.
|
|
Часовня Святого Георгия Победоносца, 2001 г.
Черёха, воинская часть.
6-ая рота 104-го парашютно-десантного полка 76-й гвардейской Черниговской воздушно-десантной дивизии героически сражалась против бандитских групп в Чечне. 90 псковских десантников приняли неравный бой почти с 2000-й бандой боевиков. 84 из них пали в бою, но не отступили ни на шаг!
Гори, свеча, не затухай,
не дай нахлынуть тьме.
Не дай живым забыть всех тех,
погибшим на войне!
Красный цвет часовни – символ воинской славы Псковской земли.
И открытие её состоялось в славный день, 2 июля – День ВДВ, праздник, почитаемый всеми псковичами.
|
|
Часовня у истоков р.Великой (архитектор Бессонов В.И.), 2001 г.
Новосокольнический р-н, Вязовская вол.
Огромную радость испытали коренные жители этих мест – вязовцы. Ибо их край, наконец-то, признали истоком самой большой псковской реки – Великой. Это место и раньше почитали жители. А теперь оно признано святым для всех псковичей.
Небольшая часовня как маленький родничок поднимается над псковской землёй.
Там богаты поля земляникою
И душистым Иваном-чайком,
И начало берёт там Великая,
Родниковым течёт ручейком! (И.Андреев)
|
|
Часовня Пресвятой Богородицы (местный мастер-строитель), 2001 г.
Гдовский р-н, д.Путьково
Сказка вдруг ожила перед нами. Не просто часовня, а настоящий сказочный «теремок». Словно «кусочек» Кижей переместился в Псковский край. Крыша в виде «бочки» напоминает девичий кокошник. А рядом над крыльцом – «малышка-дочка». Резные «полотенце», крыльцо, «подзоры» придают часовне домашнюю ухоженность. А сколько вложено труда для покрытия главы, «бочек» лемехом – деревянной черепицей! Рядом с часовней – колокольня в виде ворот. Всё сделано со вкусом и любовью. Мимо не пройдёшь, а обязательно заглянешь.
|
©MatveevaIN
|