МОУ Москвинская средняя общеобразовательная школа Псковского района
На главную Наши учителя Наши ученики Научные исследования Методкабинет История школы Праздники и традиции Музей Русская изба Библиотека Гостевая книга школы в Internet Полезные ссылки

Бочка-
форма кровли, оба ската закруглены, а вверху сходяться под острым углом, наподобие киля у лодки

Глава
церковный купол в виде луковки с крестом, завершает всё здание или его часть

Четверик
четырехгранный сруб


Луковица
цекровная глава


Обло, рубка в «обло»-
способ соединения брёвен в углах, где остатки выходят за пределы стены


Лапа, рубка в «лапу» -
способ соединения брёвен в углах, где концы не выходят за пределы стены

Портал
главный дверной проём

Венец
один горизонтальный ряд брёвен в срубе, связанный в углах врубками

Делая первые шаги нашей экскурсии, мы хотим дать краткую информацию о часовнях Псковщины.
Часовня – это небольшой храм без алтаря, с иконами и лампадой. В ней можно служить панихиду, молебен, часы (отсюда название – часовня).
Самое раннее появление сведений о псковских часовнях встречается у Спегальского Ю.П.: «На псковских керамических каменных плитах XVI в. и резьбе по дереву того же времени часто встречаются изображения 8-гранных столпообразных каменных построек, завершающихся шатрами с главками. Это, несомненно, изображение существовавших тогда в Пскове часовен. Такая часовня, но не с луковичной, а с шатровой главкой нарисована на полях псковского церковного устава XII в…» Часовни прочно вошли в сложившуюся систему сакрализации пространства и широко распространены в сельской местности. Часовни используются и в православном богослужении, и в магической обиходной практике, и в похоронно-поминальных обрядах – за долгие века своего существования часовни самых разных типов и конструкций стали одним из самых массовых сакральных сооружений. Отсутствие регламента, церковных и гражданских правил относительно постройки и функционирования часовен привело к тому, что часовни совершенно естественно стали одним из самых ярких этнографических и исторических иллюстраций локальных религиозных практик и традиций. В особой среде народного православия часовни обрели свои специфические черты, оставаясь на грани церковного канонического и традиционного понимания христианства. Часовни оказались идеальным маркерным объектом в сельской среде: они использовались для символического структурирования округи и выделения в ней мест с сакральным смысловым наполнением. Поэтому изучение часовен позволяет ближе подойти к изучению организации жилого пространства в сельской местности. Церковные правила определяют часовни самыми общими словами (малая церковь без алтаря), что оставляло широкие возможности для религиозного творчества. Такая трактовка определила разнообразие конкретных форм часовен и близких к ним объектов. Часовни чутко реагировали на непрерывную местную религиозную жизнь, позволяли концентрировать вокруг себя неканонические, но христианские по форме традиции религиозного обихода населения Северо-Запада. Часовни – одни из самых массовых сакральных сооружений на территории Северо-Запада,- ещё не получили описания в исследовательской литературе. Между тем, прототипы часовен появились ещё в Древней Руси, а истоки их уходят в языческое прошлое.
* * *
Изучение часовен в этнографическом аспекте тесно связано с изучением того круга обрядовых действий, церковной жизни, общей мифологии пространства, в которую они вписаны. Будучи явлением многоплановым и многофункциональным, часовни задействованы в разнообразных сферах жизни деревни. Являясь универсальными и широко распространенными культовыми объектами, часовни, тем не менее, имеют четкую разграниченность функций внутри типов – одна часовня никогда (или очень редко) может концентрировать все религиозные обряды. Как правило функции каждой конкретной часовни очень точны и ограничены (вплоть до проведения службы один раз в году – в местный праздник). В рамках «народного православия» часовни стоят на грани церковного и народного понимания религии, совмещают в себе черты канонические и традиционные, что позволяет изучить еще одну сторону народной культуры и процессов, происходящих в ней.
Можно выделить несколько типов часовен, чаще всего встречающихся ныне на практике:
  1. Часовня при роднике, колодце или почитаемом камне, а также любом другом почитаемом объекте «народного православия»; часовня на «святом месте».
  2. Часовня-храм, стоящая в пределах жилого поселения, задействованная в основном только в обрядах церкви; у неё собирается вся деревня по праздникам.
  3. Кладбищенская часовня, один из самых распространенных типов, тесно связанный с магией и традицией почитания предков.
  4. Часовня на средневековом погребальном комплексе – около сопок или на жальниках.
  5. Заветная или обетная часовня, которая строилась в честь избавления деревни от какой-либо напасти: пожара, мора, неурожая, падежа скота и т.д. Обычно в ней отмечали один-два праздника в году, призванные предотвратить подобное событие в будущем.
Сейчас трудно судить о том, какой тип часовен более древний и когда появился каждый из типов. К древнейшим, по - видимому, следует отнести часовни при святых местах и на кладбищах (первые два типа). Кладбищенская часовня – “божонка” упомянута в летописи под 1109 г.: “преставилась Евпраксея, дочь Всеволода… и положена была в Печерском монастыре… и сделали над ней божонку, где лежит тело её”[5]. Здесь часовня представлена, по-видимому, небольшим срубом или сооружением, похожим на известные сейчас столобочки с иконами. Термин “божонка” определенно указывает на наличие икон или иных сакральных предметов (крестов), помещенных в специальный ковчег. Часовни на святых местах являются маркерами и реликвариями для священного объекта, кладбищенские часовни - преемницами традиции почитания предков и местом их христианского поминовения. В этой связи следует отметить, что предков могли поминать и у святынь «народного православия», как ходят поминать родственников к почитаемому камню в Колмыково.[6] Многозначность часовен на кладбище заключается в их назначении – поминать покойных.
На 1912 г. в Псковской губернии существовало: церквей – около 554, часовен – около 969, монастырей – 13.

Псковские часовни XIX-XX вв имеют следующие черты:
  1. строительным материалом является сосна, плитняк-известняк, реже кирпич;
  2. в плане представляет квадратный или прямоугольный «четверик», реже круглая, 8-гранная;
  3. форма крыши 2-скатная, 4-скатная, реже 8-скатная;
  4. барабан, купол и крест были необходимыми частями часовни;
  5. чаще был распространён 8-конечный крест, реже 4-конечный, 6-конечный;
  6. вход всегда с запада на восток.
Освящались часовни во имя определённых святых, церковных праздников, в честь каких-либо исторических событий.
Часовня Воскресения Христова (архитектор Кондратьев С.), 2003 г. Псков, Привокзальная площадь
Крупным политическим событием российской истории стало подписание последним императором Николаем II Манифеста об отречении от престола. Это произошло в ночь на 3 марта 1917 г. на железнодорожной станции Псков. Возведение часовни – память об этом дне.
С юбилеем трагических событий связан и день открытия часовни. 85 лет назад, в ночь на 17 июля 1918 г., в Екатеринбурге Николай II вместе со своей семьёй был расстрелян большевиками.
Открытие часовни состоялось в дни празднования 1100-летия со времени первого упоминания Пскова в летописи.
Классический стиль часовни напоминает нам о великодержавной России.


Часовня Святой Ольги (архитектор Красильников А.), 2000 г. Псков, Ольгинская набережная
По легенде, именно с этого места великой княгине Ольге было видение на противоположном берегу р.Великой: пересечение трёх лучей. И тогда повелела княгиня Ольга: «На этом месте будет храм Святой Троицы и град велик, славен и во всём изобилен».
В 16 в. княгиня Ольга причислена к лику святых.
Величава и белоснежна часовня, как сама Святая Ольга.


Часовня Державной Божией Матери, Мемориальный комплекс псковичам и воинам псковского гарнизона, погибшим во второй половине 20 столетия при выполнении боевых задач. (автор Савельева Л.И.), 1996 г Псков, Гарнизонный Дом офицеров
Псковская военно-воздушная дивизия – одна из самых мобильных и обученных в этом роде войск. Не случайно в «горячих точках» она оказывается одной из первых. В память о погибших при выполнении боевых заданий солдатах и офицерах был открыт Мемориальный комплекс.
Часовня как древний воин-стражник охраняет мирный покой псковичей. Над чёрным мраморным крестом – икона Божьей Матери Державной. Она хранит память воинских традиций.

Часовня Святого Георгия Победоносца, 2001 г. Черёха, воинская часть.
6-ая рота 104-го парашютно-десантного полка 76-й гвардейской Черниговской воздушно-десантной дивизии героически сражалась против бандитских групп в Чечне. 90 псковских десантников приняли неравный бой почти с 2000-й бандой боевиков. 84 из них пали в бою, но не отступили ни на шаг!
Гори, свеча, не затухай,
не дай нахлынуть тьме.
Не дай живым забыть всех тех,
погибшим на войне!

Красный цвет часовни – символ воинской славы Псковской земли. И открытие её состоялось в славный день, 2 июля – День ВДВ, праздник, почитаемый всеми псковичами.

Часовня у истоков р.Великой (архитектор Бессонов В.И.), 2001 г. Новосокольнический р-н, Вязовская вол.
Огромную радость испытали коренные жители этих мест – вязовцы. Ибо их край, наконец-то, признали истоком самой большой псковской реки – Великой. Это место и раньше почитали жители. А теперь оно признано святым для всех псковичей.
Небольшая часовня как маленький родничок поднимается над псковской землёй.
Там богаты поля земляникою
И душистым Иваном-чайком,
И начало берёт там Великая,
Родниковым течёт ручейком!
(И.Андреев)

Часовня Пресвятой Богородицы (местный мастер-строитель), 2001 г. Гдовский р-н, д.Путьково
Сказка вдруг ожила перед нами. Не просто часовня, а настоящий сказочный «теремок». Словно «кусочек» Кижей переместился в Псковский край. Крыша в виде «бочки» напоминает девичий кокошник. А рядом над крыльцом – «малышка-дочка». Резные «полотенце», крыльцо, «подзоры» придают часовне домашнюю ухоженность. А сколько вложено труда для покрытия главы, «бочек» лемехом – деревянной черепицей! Рядом с часовней – колокольня в виде ворот. Всё сделано со вкусом и любовью. Мимо не пройдёшь, а обязательно заглянешь.

©MatveevaIN

Hosted by uCoz